Образование и опыт работы

Эффективность работы психолога, как других многих профессий, зависит от образования и от опыта работы. Но самое главное — от количества часов, которые психолог осознанно настраивал и перестраивал свой рабочий инструмент, улучшая его. Для этого психолог проводит очень много времени вне основного рабочего места — кабинета, где он принимает своих клиентов. Это учеба, встреча с коллегами, разные проекты. Вспоминая школьную лексику, хочется назвать это «внеклассными часами».

Обо мне

Мои «внеклассные часы» — это большой курс личной терапии с разными психотерапевтами из разных направлений, который я время от времени повторяю. Это постоянное усовершенствование на различных курсах, семинарах. Это участие в конференциях и создание собственных программ, мастер-классов. Это написание заметок, отчетов, статей: всего того, что помогает думать и формулировать мысли, переживания, сомнения, идеи. Я регулярно прохожу супервизии у более опытных коллег. И по мере наработки опыта уже сама стала супервизором.

Всё это я направляю на одну главную задачу: быть эффективной при встрече с вами в моем кабинете.

Я имею два высших образования: медицинское и психологическое. Психологом стала в середине жизни, после того, как прошла первый курс личной терапии. Параллельно с учебой и работой психологом в разных организациях я веду частную практику.

Образование:
1.  Ленинградский областной Университет им. Пушкина. Специальность: лечебное дело.
2. Международная высшая школа психотерапии, консультирования и ведения групп. Институт «Гармония» (Россия) и Concord Institute (USA).

3. Институт Танатотерапии.

4. Интегративный институт Гештальт тренинга.

Опыт работы:

  • Частная практика с 2007 г.
  • Детский психолог, психолог-консультант в развивающих детских центрах и центрах социального обслуживания населения, частных психологических центрах с 2008 г.
  • Врач-терапевт с 2000 г по 2010 г. (Городская больница №12, ГБУЗ Поликлиника №38).

Основной метод работы

В своей практике я придерживаюсь одного метода — гештальт-терапии. Он является основой в моей работе, дающим структуру и четкое понимание своей задачи.

Гештальт-подход исходит из того, что большинство проблем возникают у человека в результате его взаимодействия с окружающим миром. Они могут касаться здоровья и общего состояния, достижения цели или общения с другими людьми. Этот метод позволяет обнаружить причину проблемы, восстановить нарушенный баланс между средой и организмом и тем самым обрести, с одной стороны, внутреннее спокойствие и уверенность, а с другой — возможность активно действовать во внешнем мире.  

Взгляд гештальт-терапевта на проблемы и ситуации, которые беспокоят человека — особенный. Он смотрит через определенную призму, которая позволяет ему понять причину того, что не складывается в жизни человека, отчего он «спотыкается», запутывается, испытывает дискомфорт и страдания. Гештальт-терапевт создает определенные условия, в которых обратившейся к нему человек получает возможность исцеления, восстановив свою целостность.

Этот метод эффективен для любой возрастной категории: и для 40-летнего мужчины, запутывавшегося в семейных отношениях, и для подростка, который устал от требований родителей, и для 5-летей девочки, страдающей от ночных кошмаров.

Особенности работы с детьми и подростками связаны, во-первых, с умением общаться с ними на их языке, а, во-вторых, знанием потребностей каждого возраста и нюансов взаимодействия с окружением на каждом этапе развития.

Язык детей — это невербальный язык. Они говорят о своих переживаниях через тело, игру, символы. Даже если ребенок легко говорит развернутыми предложениями, его когнитивная сфера еще неразвита, как у взрослого человека. Он не может передать через слова свои истинные чувства и  выразить степень своего переживания. Он это делает через какую-либо активность: игру, лепку, рисование, движение. В этом смысле я — полиглот. Я умею распознать закодированный смысл сообщения ребенка. Это стало возможным благодаря другим направлениям психотерапии, которые я изучала в своей жизни, и которые я использую как дополнительные инструменты, расширяющие мою профессиональную компетентность.

Безусловно, языком тела и символов пользуются и взрослые люди. Это язык бессознательного, которое психолог активно использует в работе, чтобы лучше понимать, о чем ему рассказывает или молчит человек, который пришел к нему за помощью.    

Вспомогательные методы работы

1.     Гуманистическая клиент-центрированная психотерапия.

В центре внимания — человек, обратившийся за помощью, человек с уникальной внутренней системой координат. Благодаря тому, что терапевт очень настраивается на клиента, он создает безопасные условия, в которых человек сможет поделиться своими трудностями, чувствами и мыслями. Человек получает новое видение себя и той ситуации, в которой находится, получает доступ к своим скрытым внутренним  ресурсам, что позволяет найти наиболее эффективный путь в решении проблемы. 

2.     Телесно-ориентированная психотерапия

Мысли и чувства человека живут в теле. Тело можно назвать архиватором опыта человека — всего того, что происходило с человеком в жизни. И часто то, что человек уже не помнит, или считает, что уже прожил, продолжает каким-то образом «жить» в его теле, трансформируясь либо в какие-то симптомы болезней, либо в какое-то стереотипное поведение, мешающее действовать свободно и спонтанно, и выстраивать конструктивные отношения с людьми. В этом подходе работа идет через телесный контакт. Терапевт говорит на языке тела, дает опору и создает условия для восстановления душевного равновесия.

3.     Песочная терапия

Песочная терапия — это техника, которая возникла в рамках психоанализа К. Г. Юнга. Было замечено, что создание песочных картин, или, как их еще называют, композиций на песке, помогают человеку прикоснуться к своему внутреннему миру, поднять оттуда необходимый для актуальной жизни материал, который дает новое понимание себя в настоящем, новый ресурс для преодоления трудностей жизни. Это невербальный подход, в нем идет разговор через символы.

Кроме Юнгианской песочной терапии я часто использую интерактивную песочную терапию в рамках гештальт-подхода. Построенные песочные композиции используются скорее как отражение текущих жизненных ситуаций клиента, которые помогают увидеть их более четко, структурно, просто по-другому, а главное — помогают найти ресурс и выход, который в данной ситуации наиболее подходит данному человеку в данной ситуации.  

4.     Игровая терапия

Это терапия для детей от 3 до 11 лет. Мир детей лежит в иной плоскости, чем мир взрослых. То, что взрослый может прожить, прочувствовать, продумать у себя внутри, ребенок может сделать только во время игрового процесса или в процессе фантазирования. Ребенок разговаривает через игру, выражает себя через игру, исследует себя через игру. Посредством игры он пытается справиться с разными переживаниями, которыми полна его жизнь. В условиях игровой недирективной терапии психолог разговаривает с ребенком на его языке — языке игрушек и разных игровых материалов, помогая выразить то, что его беспокоит. Игровая терапия является очень эффективным методом в решении различных проблем у детей.

Игровая терапия в гештальт-подходе более фокусная и отталкивается от запроса родителей, поскольку в нем рассматривается не просто сам по себе ребенок, а «ребенок — в ситуации»: семьи, детского сада, школы. Терапевт создает условия в игре или с помощью других материалов, которые помогли бы ребенку скорректировать его проблемы и трудности.