Что делать родителю, когда ребенок находится в терапии?

Как он может поддержать себя и подхватить изменения, которые происходят с ребенком.

Начну с того, что если ребенок находится в терапии, изменения в нем неизбежны. Обычно они очевидны, желанны и понятны родителям, но иногда нет. Родители могут не замечать изменений или те изменения, которые происходят с ребенком, им не нравятся. Давайте это разберем подробнее:

 

  1. Если родитель говорит, что не видит изменений, то:

 

  • Родитель не замечает этих изменений в силу своей загруженности, собственных психотравм, или он замечает, но не придает им значения. Бывает даже, что родители боятся «сглазить» и поэтому не признают их. Это все возможно и очень понятно. Изменения в ребенке – это сильный стресс для родителей! Потому что меняется не только «проблема» или «симптом», а меняется сам ребенок в целом.
  • Семейная система отношений такова, что ребенок не может расположиться в ней со своими изменениями. Семья не поддерживает эти изменения и не хочет, чтобы ребенок менялся. Семья хочет, чтобы ушел «симптом», «проблема», но не готова принимать изменения, связанные с ними. Например: у ребенка навязчивые движения, и это связано с тем, что он не может выразить злость на родителей. Родители хотят, чтобы ушли навязчивые движения, но продолжают подавлять выражение злости у ребенка. В этой ситуации терапия будет идти гораздо медленнее. И изменения в ребенке будут происходить, но, скорее всего, они будут удерживаться им до «благоприятных» условий, вплоть до другой среды (т.е. их будут скорее замечать посторонние люди, но не близкий круг).
  • Проблема ребенка – симптом семейных проблем и разногласий. Обычно в такой ситуации ребенок «не идет» в терапию, бойкотирует ее, отказывается от нее. Если это происходит, детский психолог об этом обязательно вам сообщит. В этой ситуации родителям рекомендуют обратиться к семейному терапевту. Как показывает практика, когда родители решают свои проблемы, симптом ребенка уходит.
 

2. Родителям не нравятся изменения в ребенке, связанные с появлением «плохого» поведения. Чаще всего ребенок начинает более активно выражать недовольство, злость, отстаивать себя в отношениях с родителями. Он становится «неудобным» ребенком. С точки зрения терапии, это значит, что проблема или симптом, по поводу которого обратились родители, точно связана с подавлением агрессии у него. Эта агрессия необходима для здорового развития ребенка. Поэтому, когда уходит симптом, появляется «плохое» поведение. Это этап терапевтического процесса. И важно, чтобы родители понимали это. Чтобы симптом не вернулся и, в то же время, ребенок не «выходил» за пределы допустимых норм поведения, нужно агрессию эту подхватить и помочь ребенку ее выразить социально приемлемым способом. Это задача как психолога, так и родителей, у которых появляется шанс перестроить отношения с ребенком.

Для того, чтобы терапия ребенка проходила наиболее эффективно, важно, чтобы изменения распознавались и подхватывались родителями. В этом им может помочь:

  1. собственная личная терапия (у другого специалиста),
  2. регулярные консультации с детским психологом,
  3. ведение «дневника» наблюдений за изменениями, которые происходят с ребенком. Ежедневно записывать, что вы увидели в нем нового. Даже если кажется, что изменений нет, напишите пару строк про поведение ребенка, которые просто вам бросились в глаза. С каждой такой записью Вы будете лучше понимать своего ребенка и сможете видеть «ростки нового» в нем.
VK
Facebook